ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМПЕТЕНЦИИ

Автор:

Трунова Елена Васильевна , Черниговский национальный технологический университет (ул. Шевченко, 95, г. Чернигов, 14027, Украина)

Язык статьи: украинский

Аннотация:

Актуальность темы исследования. В статье говорится о том, что профессиональная компетентность выпускника определяет его конкурентоспособность на рынке труда, что является для университета показателем эффективности его образовательной деятельности.

Постановка проблемы. Компетенция представляет собой сложную структуру, состоящую из различных компонентов (знаний, умений, навыков и опыта деятельности), формируется постепенно по мере обучения. Характеристикой процесса формирования компетенции является уровень её сформированности, изменяющийся во времени. Целью процесса формирования компетенции является достижение определённого уровня её сформированности.

Анализ последних исследований и публикаций. Несмотря на огромное количество работ в различных областях науки, посвящённых данной тематике, остаётся ещё очень много неисследованных вопросов.

Выделение неисследованных частей общей проблемы. Анализ показал, что наиболее неизученными являются процессы планирования и разработки основной образовательной программы (ООП).

Постановка задачи. С целью дальнейшего развития системно-интеграционных представлений о функционировании и развитии будущего ИТ-специалиста, изучении всех составляющих компетентностного подхода в процессе формирования профессиональной компетентности предложено использование понятия жизненного цикла компетенции (ЖЦК). Основная цель статьи состоит в том, чтобы представить новую модель ЖЦК, которая могла бы служить основой для создания информационной поддержки процессов планирования и разработки образовательно-профессиональной программы и других фаз развития компетенции.

Изложение основного материала. Рассмотрена динамическая модель ЖЦК и её основные пять фаз: 1) планирование (формирование банка данных дисциплин, определение набора компетенций, формирование структуры ООП, корректировки ООП, формирование учебных планов специальностей и рабочих программ дисциплин); 2) формирование (внешне независимое тестирование, изучение дисциплин цикла математической и естественно-научной подготовки, текущий контроль, промежуточный контроль); 3) рост (изучение дисциплин как цикла математической и естественно-научной подготовки так и цикла профессиональной и практической подготовки, текущий контроль, промежуточный контроль, учебная практика, научно-исследовательская работа и новое направление - работа в стартапах); 4) зрелость (производственная практика, НИР, работа в стартапах, итоговая аттестация, обязательный итоговый контроль); 5) диверсификация/ упадок - обязательно должна быть практически ориентированной и носить междисциплинарный характер, способствовать интеграции результатов образования с освоением компетенций. Для каждой фазы приведена её основательная характеристика: определены цель, содержание, структура. Выделенные факторы, определяющие движение компетенции от одной фазы своего развития к другой и механизм перехода от стадии к стадии.

Выводы. Разработанная модель ЖЦК предоставляет возможность создания информационной поддержки, не только в пределах ООП.

Ключевые слова:

компетентность, компетенция, динамическая модель жизненного цикла компетенции

Список использованных источников:

1. Герасимова В. А. Модели жизненного цикла компетенции / В. А. Герасимова, О. М. Шикульская // Технические науки – от теории к практике : сб. ст. по матер. XL Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2014. – № 11(36). – С. 23–28.

2. Каюкова И. В. Разработка математических методов и моделей анализа и прогнозирования качества обучения в вузе на основе компетентностного подхода : дис. … канд. экон. наук : спец. 08.00.13 / Каюкова Инна Викторовна ; [Волгоградский государственный технический университет]. – Волгоград, 2014. – 138 с.

3. Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи: бібліотека з освітньої політики / [Н. М. Бібік, Л. С. Ващенко, О. І. Локшина, О. В. Овчарук та ін.] ; під заг. ред. О. В. Овчарук. – К. : К.І.С., 2004. – 112 с.

4. Лисицина Л. С. Концепция и методология управления разработкой образовательного процесса по подготовке компетентных выпускников средствами сетевой информационной системы : дис. … д-ра техн. наук : спец. 05.13.06 / Лисицына Любовь Сергеевна ; [Санкт-Петербургский государственный университет]. – Санкт-Петербург, 2008. – 184 с.

5. Овчинников П. В. Математические модели и инструментарий проектирования адаптивных образовательных траекторий для подготовки конкурентоспособных специалистов в вузах : дис. … канд. экон. наук : спец. 08.00.13 / Овчинников Петр Вячеславович ; [ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет»]. – Ростов-на-Дону, 2014.  190 с.

6. Перова Л. Г. Комбинированное управление процессом формирования компетенций студентов технического вуза : дис. … канд. техн. наук : спец. 05.13.10 / Перова Лариса Геннадьевна ; [Астраханский государственный технический университет]. – Астрахань, 2013. – 156 с.

7. Пирская А. С. Автоматизация управления образовательными траекториями студентов на основе результатов освоения компетенций ФГОС ВПО : дис. … канд. техн. наук : спец. 05.13.06 / Пирская Анна Сергеевна ; [Санкт-Петербургский национальный университет информационных технологий, механики и оптики]. – СПб., 2012. – 229 с.

8. Сибикина И. В. Модели и алгоритмы формирования и оценки компетенций выпускника вуза : автореф. дис. … канд. техн. наук : спец. 05.13.10 / И. В. Сибикина. – Астрахань, 2012. – 16 с.

9. Столбова И. Д. Адаптивное управление качеством предметной подготовки техническом вузе на основе компетентностного подхода : дис. … канд. техн. наук : спец. 05.13.10 / Столбова Ирина Дмитриевна ;[Пермский национальный исследовательский политехнический университет]. – Пермь, 2012. – 339 с.

10. Тумбинская М. В. Принятие решений при оценивании знаний и управлении в интерактивной обучающей системе : дис. … канд. техн. наук : спец. 05.13.10 / Тумбинская Марина Владимировна ; [Уфимский государственный авиационный технический университет]. – Уфа, 2011. – 167 с.

11. Tightening the Life-Cycle Construct: A Taxonomic Study of Growth Stage Configurations in High-Technology Organizations / S. H. Hanks, C. J. Watson, E. Jansen, G. N. Chandler // Entrepreneurship Theory and Practice. – 1993. – Vol. 18. – № 2. – Pр. 5–30.

12. Lester D. L. Organizational life cycle: A five stage empirical scale / D. L. Lester, J. A. Parnell, A. Carraher // International Journal of Organizational Analysis. – 2003. – Vol. 11 (4). – Pр. 339–354.

13. Smith K. G. Top level management priorities in different stages of the organizational life cycle / K. G. Smith, T. R. Mitchell, C. E. Summer // Academy of Management Journal. – 1985. – Vol. 28 (4). – Pр. 799–820.

Скачать